Трудовое обучение в школе.
Трудовое обучение в школе это учебный предмет, являющейся одной из важнейших составных частей системы политехнического обучения и трудового воспитания учащихся.
В советской школе важнейшими принципами ТО являлись:
политехническая направленность
связь с изучением основ наук
творческий подход к решению трудовых задач
общественно полезный характер результатов труда учащихся
Трудовое обучение создаёт широкие возможности для применения и переноса разносторонних знаний, убеждает учащихся в тесной связи теории и практики
Родиной ручного труда как учебного предмета принято считать Финляндию. Его введение в школе связано с именем финского педагога У.Цигнеуса (1810-1887 ) В 1866 году было издано положение, согласно которому ручной труд вводится во всех финских начальных школах и учительских семинариях в качестве обязательного предмета. Во второй половине 19 века ТО начало вводиться в общеобразовательных школах Англии, Германии, Скандинавских стран, США, Швейцарии и др.
Однако пед. Идеи, цели и задачи, содержание и формы ТО у представителей различных направлений имели свои специфические особенности.
В России ручной труд начал преподаваться как учебный предмет с 1884 года. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система ТО, созданная К.Ю.Цирулем.
Трудовое обучение в дореволюционной школе носило ремесленный характер и давало учащимся знания и умения по обработке преимущественно древесины в домашних условиях.
С возникновением советской школы ТО вводилось в учебные планы в соответствии с задачами политехнического обучения и трудового воспитания подрастающего поколения.
Однако возможность реализации этих программ ограничивалось тяжёлым состоянием народного хозяйства, недостаточной материальной базой ТО, и слабой подготовкой учителей труда.
Первая программа ТО была разработана комиссией Комиссариата народного просвещения в1919 году : «Примерная программа ручного труда » Для классов А,Б,В,Г и Д (1-5).
Программа включала виды труда, характерные для предреволюционного периода ТО:
картонаж
обработка древесины
обработка металлов
Более четкое определение задач ТО в общеобразовательной школе начало складываться в 1925-1927 годах
Труд общественно полезная работа рассматривалась как одна из основ строительства новой школы.
Цель ведения в школу:
«изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации».
Программы разработанные под руководством Н.К.Крупской.
Включали:
переплётное дело
обработка древесины
обработка металлов
электромонтаж
домоводство
с/х труд
1932 год программы усовершенствованы с учётом опыта школ, была усилена технологическая сторона, внимание к операционным упражнениям.
1937 год приказом Наркомпроса ТО было отменено (причины: недостаток учителей, оборудования, материалов и преподавание сведено на нет).
Со временем встала новая задача: подготовка учащихся к практической деятельности.
1954/55 учебные года ТО восстановлено в 1-5-х классах.
1956/57 учебные года во всех остальных классах средней школы.
1958-65-е года в учебный план общеобразовательной школы было включено производственное обучение (овладение профессиями).
Но возникли сложности в удовлетворении профинтересов школьников и их трудоустройство.
1966 отмена обязательного производственного обучения.
Но школа осталась трудовой политехнической.
1984 принято постановление «Об улучшении трудового воспитания, обучения профессиональной ориентации школьников и организации их общественнополезного, производительного труда». Снова вводилась обязательная профессиональная подготовка (с 8 класса), снова были предусмотрены меры по повышению роли предприятий и организаций народного хозяйства в трудовом обучении и воспитании учащихся. Организация трудовой практики расширялась и в силу заинтересованности многих предприятий и организаций в кадровом пополнении, а нередко и в непосредственной трудовой помощи школьников. Благодаря сотрудничеству школ, органов народного образования и предприятий, колхозов и совхозов в середине 50-х годов возникло, затем быстро разраставшееся, движение ученических производственных бригад, других трудовых объединения школьников в 60-х годах появились первые межшкольные учебно-производственные комбинаты. Росло количество учебных цехов и участков предприятий .
Участие специалистов в разработке учебных программ, непосредственно в трудовой подготовке учащихся способствовал повышению её уровня.
В соответствии с постановлением Совмина СССР за всеми средними (1977/78 года) и неполными средними (1984 год) школами закреплялись базовые предприятия.
В 1978 году был создан методический совет по профориентации молодежи.
К 1987 году за школами было закреплено около 80 тыс. базовых предприятий.
С конца 80-х гг . сотрудничество стало ослабевать и постепенно сошло почти на нет . Главная причина - в глубоком падении производства.
Профессиональное образование.
Профессиональное образование - подготовка в учебных заведениях специалистов высшей, средней и низшей квалификации для различных отраслей науки, техники и культуры.
Элементарное профессиональное образование зародилось ещё в древности. Необходимость подготовки людей к квалифицированной деятельности в различных отраслях породила необходимость развития и возникновения профессионального образования, создания наряду с общеобразовательными школами особых проф. Учебных заведений, сначала простейших, а затем средних и высших.
Отдельные начальные проф. уч. заведения существовали уже в условиях рабовладельческого строя. В эпоху феодализма появились первые спец (мед, пед) учебные заведения, готовившие из числа представителей привилегированного класса квалифицированных специалистов.
Подготовка специалистов средней и высшей квалификации осуществляли первые ВУЗы- университеты, а также монастырские школы.
В России первые профтех учебные заведения появились в 20 годах 18 века:
строительные школы
школы для подготовки чиновников
В 1914 году в России имелось около 1,8 тыс. проф учебных заведений различных типов.
К началу 20 века сложились 3 ступени проф образования:
профессионально- техническое (низшее)
среднее специальное
высшее
Система профессионального образования в СССР
Низшее профессиональное образование (проф-техн)
Осуществляется, как правило, на основе 8 летнего общего образования в городских профессионально- технических училищах, школах ФЗУ, а также путём индивидуально-дригадного ученичества и обучения на различного рода проф-тех курсах.
Подготовка: - по конкретным рабочим специальностям для промышленности и с/х.
специальности обслуживающего труда
Среднее профессиональное образование даётся в:
Средних специальных учебных заведениях: индустриальных
транспортных
с/х и др. техникумах
пед. и муз. училищах
мед, юридических, худ и др. школах
Подготовка специалистов средней квалификации:
техник
мед сестра
учитель начальной школы
библиотекарь
Обучению обязательно предшествует общеобразовательная подготовка в объеме 8 летней школы.
На начало 1964/65 уч года в СССР имелось 3717 средних специальных учебных заведений.
Высшее профессиональное образование осуществлялось в различных типах ВУЗах:
инженерно- технических
с/х
медицинских, педагогических, художественных и др.
На начало 1965/66 уч год в СССР имелось 754 ВУЗа
Школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) - 1940-1963.
Тип профессионально- технической школы, для подготовки рабочих массовыхз профессий для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и для строительного дела со сроком обучения 6 месяцев. В ФЗО принимались юноши и девушки в возрасте 16-18 лет, а для подготовки по профессиям, связанным с подземными работами и с работой в горячих цехах и на строительстве- юноши в возрасте 18-19 лет.
Обучение было бесплатным. Созданные как формы краткосрочной подготовки рабочих школы ФЗО в условиях повышения требований к профессиональной компетенции нуждались в перестройке. В 1949-1955 гг. школы ФЗО, подготавливавшие рабочих для угольной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные школы, а строительных рабочих в строительные школы с десятимесячным сроком обучения. 1958 год школы ФЗО были преобразованы в городские профессионально-технические училища.
Школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школа фабзавуча.
Основной тип профессионально-технической школы, действовавшей в СССР в 1918-1940-х годах. Первые школы ФЗУ возникли как форма реорганизации ремесленного ученичества рабочих-подростков и школ-клубов рабочей молодёжи. Они создавались как учебные заведения при предприятиях, а учащиеся зачислялись учениками по низшим разрядам. В ФЗУ принимались подростки 14-18 лет имеющие образование примерно в объёме школы первой ступени. Сроки обучения в 20-х начала 30-х годов колебались от 4-х до 2-х лет. Учебные планы предусматривали большой перечень общетехнических (общая технология, черчение, машиноведение, механика, материаловедение, организация производства и др.), специальных (спецтехнологии, спецкурсы) и общеобразовательных дисциплин. ФЗУ рассматривались как форма классового воспитания пролетариата, приём представителей других социальных групп был строго ограничен.