Трудовое обучение в школе.

 

Трудовое обучение в школе это учебный предмет, являющейся одной из важнейших составных частей системы политехнического обучения и трудового воспитания учащихся.

 

В советской школе важнейшими принципами ТО являлись:

•  политехническая направленность

•  связь с изучением основ наук

•  творческий подход к решению трудовых задач

•  общественно полезный характер результатов труда учащихся

 

Трудовое обучение создаёт широкие возможности для применения и переноса разносторонних знаний, убеждает учащихся в тесной связи теории и практики

Родиной ручного труда как учебного предмета принято считать Финляндию. Его введение в школе связано с именем финского педагога У.Цигнеуса (1810-1887 ) В 1866 году было издано положение, согласно которому ручной труд вводится во всех финских начальных школах и учительских семинариях в качестве обязательного предмета. Во второй половине 19 века ТО начало вводиться в общеобразовательных школах Англии, Германии, Скандинавских стран, США, Швейцарии и др.

Однако пед. Идеи, цели и задачи, содержание и формы ТО у представителей различных направлений имели свои специфические особенности.

В России ручной труд начал преподаваться как учебный предмет с 1884 года. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система ТО, созданная К.Ю.Цирулем.

Трудовое обучение в дореволюционной школе носило ремесленный характер и давало учащимся знания и умения по обработке преимущественно древесины в домашних условиях.

С возникновением советской школы ТО вводилось в учебные планы в соответствии с задачами политехнического обучения и трудового воспитания подрастающего поколения.

Однако возможность реализации этих программ ограничивалось тяжёлым состоянием народного хозяйства, недостаточной материальной базой ТО, и слабой подготовкой учителей труда.

Первая программа ТО была разработана комиссией Комиссариата народного просвещения в1919 году : «Примерная программа ручного труда » Для классов А,Б,В,Г и Д (1-5).

Программа включала виды труда, характерные для предреволюционного периода ТО:

•  картонаж

•  обработка древесины

•  обработка металлов

Более четкое определение задач ТО в общеобразовательной школе начало складываться в 1925-1927 годах

Труд общественно полезная работа рассматривалась как одна из основ строительства новой школы.

Цель ведения в школу:

«изучение основного научного принципа всякого труда и ознакомление с главными материалами и инструментами наиболее важных и распространённых производств; воспитание сознательного отношения к труду в обстановке индустриализации».

Программы разработанные под руководством Н.К.Крупской.

Включали:

•  переплётное дело

•  обработка древесины

•  обработка металлов

•  электромонтаж

•  домоводство

•  с/х труд

1932 год программы усовершенствованы с учётом опыта школ, была усилена технологическая сторона, внимание к операционным упражнениям.

1937 год приказом Наркомпроса ТО было отменено (причины: недостаток учителей, оборудования, материалов и преподавание сведено на нет).

Со временем встала новая задача: подготовка учащихся к практической деятельности.

1954/55 учебные года ТО восстановлено в 1-5-х классах.

1956/57 учебные года во всех остальных классах средней школы.

1958-65-е года в учебный план общеобразовательной школы было включено производственное обучение (овладение профессиями).

Но возникли сложности в удовлетворении профинтересов школьников и их трудоустройство.

1966 отмена обязательного производственного обучения.

Но школа осталась трудовой политехнической.

1984 принято постановление «Об улучшении трудового воспитания, обучения профессиональной ориентации школьников и организации их общественнополезного, производительного труда». Снова вводилась обязательная профессиональная подготовка (с 8 класса), снова были предусмотрены меры по повышению роли предприятий и организаций народного хозяйства в трудовом обучении и воспитании учащихся. Организация трудовой практики расширялась и в силу заинтересованности многих предприятий и организаций в кадровом пополнении, а нередко и в непосредственной трудовой помощи школьников. Благодаря сотрудничеству школ, органов народного образования и предприятий, колхозов и совхозов в середине 50-х годов возникло, затем быстро разраставшееся, движение ученических производственных бригад, других трудовых объединения школьников в 60-х годах появились первые межшкольные учебно-производственные комбинаты. Росло количество учебных цехов и участков предприятий .

Участие специалистов в разработке учебных программ, непосредственно в трудовой подготовке учащихся способствовал повышению её уровня.

В соответствии с постановлением Совмина СССР за всеми средними (1977/78 года) и неполными средними (1984 год) школами закреплялись базовые предприятия.

В 1978 году был создан методический совет по профориентации молодежи.

К 1987 году за школами было закреплено около 80 тыс. базовых предприятий.

С конца 80-х гг . сотрудничество стало ослабевать и постепенно сошло почти на нет . Главная причина - в глубоком падении производства.

Профессиональное образование.

Профессиональное образование - подготовка в учебных заведениях специалистов высшей, средней и низшей квалификации для различных отраслей науки, техники и культуры.

Элементарное профессиональное образование зародилось ещё в древности. Необходимость подготовки людей к квалифицированной деятельности в различных отраслях породила необходимость развития и возникновения профессионального образования, создания наряду с общеобразовательными школами особых проф. Учебных заведений, сначала простейших, а затем средних и высших.

Отдельные начальные проф. уч. заведения существовали уже в условиях рабовладельческого строя. В эпоху феодализма появились первые спец (мед, пед) учебные заведения, готовившие из числа представителей привилегированного класса квалифицированных специалистов.

Подготовка специалистов средней и высшей квалификации осуществляли первые ВУЗы- университеты, а также монастырские школы.

 

В России первые профтех учебные заведения появились в 20 годах 18 века:

•  строительные школы

•  школы для подготовки чиновников

В 1914 году в России имелось около 1,8 тыс. проф учебных заведений различных типов.

К началу 20 века сложились 3 ступени проф образования:

•  профессионально- техническое (низшее)

•  среднее специальное

•  высшее

 

Система профессионального образования в СССР

Низшее профессиональное образование (проф-техн)

Осуществляется, как правило, на основе 8 летнего общего образования в городских профессионально- технических училищах, школах ФЗУ, а также путём индивидуально-дригадного ученичества и обучения на различного рода проф-тех курсах.

Подготовка: - по конкретным рабочим специальностям для промышленности и с/х.

•  специальности обслуживающего труда

 

Среднее профессиональное образование даётся в:

Средних специальных учебных заведениях:

•  индустриальных

•  транспортных

•  с/х и др. техникумах

•  пед. и муз. училищах

•  мед, юридических, худ и др. школах

 

Подготовка специалистов средней квалификации:

•  техник

•  мед сестра

•  учитель начальной школы

•  библиотекарь

 

Обучению обязательно предшествует общеобразовательная подготовка в объеме 8 летней школы.

На начало 1964/65 уч года в СССР имелось 3717 средних специальных учебных заведений.

Высшее профессиональное образование осуществлялось в различных типах ВУЗах:

•  инженерно- технических

•  с/х

•  медицинских, педагогических, художественных и др.

 

На начало 1965/66 уч год в СССР имелось 754 ВУЗа

 

Школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) - 1940-1963.

Тип профессионально- технической школы, для подготовки рабочих массовыхз профессий для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и для строительного дела со сроком обучения 6 месяцев. В ФЗО принимались юноши и девушки в возрасте 16-18 лет, а для подготовки по профессиям, связанным с подземными работами и с работой в горячих цехах и на строительстве- юноши в возрасте 18-19 лет.

Обучение было бесплатным. Созданные как формы краткосрочной подготовки рабочих школы ФЗО в условиях повышения требований к профессиональной компетенции нуждались в перестройке. В 1949-1955 гг. школы ФЗО, подготавливавшие рабочих для угольной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные школы, а строительных рабочих в строительные школы с десятимесячным сроком обучения. 1958 год школы ФЗО были преобразованы в городские профессионально-технические училища.

 

Школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школа фабзавуча.

Основной тип профессионально-технической школы, действовавшей в СССР в 1918-1940-х годах. Первые школы ФЗУ возникли как форма реорганизации ремесленного ученичества рабочих-подростков и школ-клубов рабочей молодёжи. Они создавались как учебные заведения при предприятиях, а учащиеся зачислялись учениками по низшим разрядам. В ФЗУ принимались подростки 14-18 лет имеющие образование примерно в объёме школы первой ступени. Сроки обучения в 20-х начала 30-х годов колебались от 4-х до 2-х лет. Учебные планы предусматривали большой перечень общетехнических (общая технология, черчение, машиноведение, механика, материаловедение, организация производства и др.), специальных (спецтехнологии, спецкурсы) и общеобразовательных дисциплин. ФЗУ рассматривались как форма классового воспитания пролетариата, приём представителей других социальных групп был строго ограничен.

Хостинг от uCoz