Такой предмет как технология или труд – более знакомое со школьной скамьи название предмета, являющегося одним из важных в системе непрерывного технологического образования, напрасно забывают, говорят о нём как о ненужном придатке к современной жизни, или пытаются заменить.
Технология учащимся дает куда больше полезного, чем его отсутствие или замена другими предметами. Так примером может служить физическое развитие:
Мускульная работа в процессе целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой ка чественные функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность кле ток приводит к делению их, а работающий орган к значительно му росту. Систематическая трудовая деятельность вместе с мышцами укрепляет скелетную систему. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. В процессе трудовой деятельности значительно усиливаются кровообращение и дыхание, так как работающие мышцы требуют усиленного поступления крови, необходимой для питания мышечных клеток. Во время посильного физиче ского труда глубже дышат, сердце и легкие работают на полную мощность, происходит интенсивное обогаще ние всего организма кислородом, вследствие чего устраняются застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге. На уроках технологии в возбуждение приходят новые центры больших полуша рий головного мозга, а ранее работавшие отдыхают. При этом в результате интенсивной работы мышц в процессе физического труда сердце и легкие вынуждены функционировать более интенсивно, что приводит к «проветриванию» всего организма кислородом. Причем, труд в отличие от физкультуры и гимнастики минимизирует трудовые дифференцировки.
Приведём ёщё один пример - умственное развитие в труде. Учащийся должен ясно представить конечный результат труда, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических опера ций, провести самоконтроль за своим трудом. Все это активно развивает мышление. В процессе труда дети усваивают различные техни ческие понятия, познают свойства материалов и инструментов, постигают технологические процессы, овладевают графической грамотой. Практическое изготовление вещи ставит ученика пе ред необходимостью глубокого изучения предмета труда, орудий труда и продукта труда. Знания, полученные учащимися в ре зультате активного воздействия на вещи, более прочно сохра няются в памяти, чем знания, полученные из книг и рассказа учителя. Прочность знаний, полученных в труде, обусловливает ся тем, что здесь, как правило, функционируют различные ана лизаторы ребенка. Его кинестетические ощущения фиксируют рабочие движения мышц, сопротивление материалов при ре зании, сгибании, сшивании, склеивании; осязательные ощущения сигнализируют о твердости, гладкости, температуре материалов и инструментов; слуховые ощущения улавливают хруст бумаги и картона при резании, шуршание нитки при сшивании; зри тельные ощущения запечатлевают длину, толщину, форму, цвет изделий, материалов, инструментов; обонятельные ощущения улавливают запах клея, клейстера, печатной краски, красителей и лаков. Согласованная деятельность многих анализаторов уста навливает в коре больших полушарий головного мозга большое количество новых связей, которые обеспечивают учащемуся проч ные знания.