Такой предмет как технология или труд – более знакомое со школьной скамьи название предмета, являющегося одним из важных в системе непрерывного технологического образования, напрасно забывают, говорят о нём как о ненужном придатке к современной жизни, или пытаются заменить.

Технология учащимся дает куда больше полезного, чем его отсутствие или замена другими предметами. Так примером может служить физическое развитие:

Мускульная работа в процессе целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой ка­ чественные функциональные изменения мышечных клеток, повышая их работоспособность. Интенсивная деятельность кле­ ток приводит к делению их, а работающий орган к значительно­ му росту. Систематическая трудовая деятельность вместе с мышцами укрепляет скелетную систему. Работающие мышцы являются источником крупных функциональных изменений во всем организме. В процессе трудовой деятельности значительно усиливаются кровообращение и дыхание, так как работающие мышцы требуют усиленного поступления крови, необходимой для питания мышечных клеток. Во время посильного физиче­ ского труда глубже дышат, сердце и легкие рабо­тают на полную мощность, происходит интенсивное обогаще­ ние всего организма кислородом, вследствие чего устраняются застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге. На уроках технологии в возбуждение приходят новые центры больших полуша­ рий головного мозга, а ранее работавшие отдыхают. При этом в результате интенсивной работы мышц в процессе физического труда сердце и легкие вынуждены функционировать более интенсивно, что приводит к «проветриванию» всего организма кислородом. Причем, труд в отличие от физкультуры и гимнастики минимизирует трудовые дифференцировки.

Приведём ёщё один пример - умственное развитие в труде. Учащийся должен ясно представить конечный результат труда, спроектировать продукт труда, спла­нировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических опера­ ций, провести самоконтроль за своим трудом. Все это активно развивает мышление. В процессе труда дети усваивают различные техни­ ческие понятия, познают свойства материалов и инструментов, постигают технологические процессы, овладевают графической грамотой. Практическое изготовление вещи ставит ученика пе­ ред необходимостью глубокого изучения предмета труда, орудий труда и продукта труда. Знания, полученные учащимися в ре­ зультате активного воздействия на вещи, более прочно сохра­ няются в памяти, чем знания, полученные из книг и рассказа учителя. Прочность знаний, полученных в труде, обусловливает­ ся тем, что здесь, как правило, функционируют различные ана­ лизаторы ребенка. Его кинестетические ощущения фиксируют рабочие движения мышц, сопротивление материалов при ре­ зании, сгибании, сшивании, склеивании; осязательные ощущения сигнализируют о твердости, гладкости, температуре материалов и инструментов; слуховые ощущения улавливают хруст бумаги и картона при резании, шуршание нитки при сшивании; зри­ тельные ощущения запечатлевают длину, толщину, форму, цвет изделий, материалов, инструментов; обонятельные ощущения улавливают запах клея, клейстера, печатной краски, красителей и лаков. Согласованная деятельность многих анализаторов уста­ навливает в коре больших полушарий головного мозга большое количество новых связей, которые обеспечивают учащемуся проч­ ные знания.

Хостинг от uCoz