Реклама | Ссылки | Информация | Терминология | Публикации | Юмор

 

1 2

2002-2004 Промышленно-строительное обозрение

 

Ренессанс профессии реставратора

Подготовка кадров для реставрационных фирм

 

Санкт-Петербургский реставрационный лицей , на сегодняшний день, — единственное в регионе учебное заведение, готовящее рабочие кадры для реставрационных компаний. Твердость руководства училища в сложные 90-е годы помогла лицею устоять под натиском «настоятельных рекомендаций» сменить специализацию, таким образом сохранив для культурной столицы уникальную ленинградскую реставрационную школу.

 

Рассказать о деятельности реставрационного лицея и программах подготовки кадров, осуществляемых совместно с Союзом реставраторов Санкт-Петербурга, мы попросили директора лицея Антонину Глебовну Гирко и генерального директора Союза реставраторов города Олега Алексеевича Бритова .

 

— Насколько сегодня обеспечены рабочими кадрами реставрационные фирмы, работающие на рынке Санкт-Петербурга?

Бритов: К сожалению, дефицит кадров очень велик, и большинство реставрационных фирм города испытывают острую нехватку в реставраторах всех специальностей. Проблема усугубляется тем, что в Петербурге практически отсутствуют учебные заведения, которые бы готовили специалистов среднего звена.

Совместная программа профессиональной переподготовки, разработанная Союзом реставраторов Петербурга и лицеем, стала первым шагом в решении кадровой проблемы реставрационной отрасли. Программа рассчитана на людей, имеющих родственную строительную специальность или опыт работы в реставрации и желающих повысить разряд. Дело в том, что в области реставрационных работ и лицензирования реставрационных видов деятельности существенно повысились требования к кадровому составу, а именно к квалификации реставраторов, допускаемых к работе на исторических объектах города.

Однако в поддержке Союза нуждаются не только люди, стремящиеся получить профессию реставратора, но и преподавательский состав лицея. Низкая заработная плата стала причиной того, что число специалистов, готовых учить молодежь, сокращается из года в год. Понимая глобальность проблемы, Союз реставраторов принял решение взять шефство над лицеем и обеспечить его дополнительное финансирование.

Надо сказать, что мощные строительные компании, в настоящее время доминирующие на рынке, сумели достаточно хорошо наладить подготовку кадров именно строительных специальностей. Но область реставрации имеет свою специфику — здесь нет крупных компаний-монополистов, а средние и мелкие фирмы до последнего времени действовали разрозненно. Созданный два года назад Союз стал той координирующей силой, которая позволяет объединить петербургских реставраторов и коллективно решить вопросы, в том числе и связанные с обучением.

 

— И все же основная задача лицея, я думаю, обучить профессии вчерашних школьников?

Гирко: Сегодня деятельность лицея идет по двум направлениям. Одно — это подготовка взрослого населения, которая ведется совместно с Союзом реставраторов. Другое, к которому я постоянно пытаюсь привлечь все реставрационные фирмы города, — обучение молодежи, ребят после 9-11 классов школы. На хозрасчетное отделение приходят профессионально ориентированные люди, и с их подготовкой, в принципе, нет проблем. С молодежью, конечно, сложней.

Работу реставратора ребята обычно представляют по ее конечному результату. А черновой этап возрождения памятников, он скрыт, его не видно. Поэтому, когда рассеиваются первые иллюзии, приходится проводить большую работу для повышения мотиваций обучения.

 

— Отразилась ли подготовка к юбилею Петербурга на престижности профессии реставратора?

Гирко: Безусловно. Последние два года средства массовой информации постоянно рассказывали о проведении реставрационных работ, да и сами жители видели, как преображаются здания города. Все это значительно подняло престижность профессии реставратора. И если прежде у нас возникали трудности с подбором учащихся на отделение декоративных штукатурок и лепных изделий, то в этом году на эти отделения был просто громадный поток.

 

— Отсутствие данных по структуре подготовки кадров — вопрос, которым обеспокоены представители высшей российской школы. Как обстоят дела с этой проблемой в лицее? Вам известно, сколько рабочих и каких специальностей требуется в области реставрации?

Гирко: Честно сказать, этого не знает никто. Сколько бы мы ни запрашивали сведения о специалистах, нужных городу, ни Комитет по образованию, ни ГИОП, ни Союз реставраторов не могут дать определенный ответ. Причина отсутствия данных ясна: в городе нет долгосрочной программы, планирующей объем реставрации на будущее десятилетие. Комитет по образованию пытался возложить маркетинговые исследования на учебные заведения. Но эта задача для нас не реальна. Я считаю, что наша обязанность — учить. Подготовка в лицее поставлена таким образом, чтобы дать человеку стабильный базовый уровень, исходя из которого он в процессе работы сможет переориентироваться, переквалифицироваться.

Реставрационные профессии, в принципе, взаимосвязаны. Дерево, камень, металл — материалы, конечно, разные, но одинаково требующие ощущения художественного объема, предварительного исполнения рисунка, лепки.

 

Бритов: У нас несколько иная точка зрения на этот вопрос. Петербург — город камня и металла, его фасады богато декорированы скульптурой и лепкой. Поэтому очевидно, какие строительно-реставрационные специальности нужны в Петербурге. Что касается количества требуемых специалистов, должен признать: серьезно аналитикой город не занимается. Союз работает на рынке два года, за это время мы попытались оценить и систематизировать компонентные составляющие реставрационного рынка Санкт-Петербурга. На основании исследований был выпущен каталог, из которого следует, что в настоящий момент в городе существует около 300 фирм, имеющих лицензии на реставрационные работы. Практически все они остро нуждаются в кадрах: не хватает технологов, конструкторов, требуются организаторы производств, знающие химию, технологию, физику современных реставрационных составов. Высшие учебные заведения, к сожалению, не исследуют рынок труда, не учитывают его потребностей в определенных специалистах. Естественно, дисбаланс на рынке труда не уравновесится за один год, потребуется несколько лет для того, чтобы хоть как-то снять напряжение. Тем более, что в рамках стройкомплекса у реставрации есть сильный конкурент — строительство, за которым мощности, объемы, финансовые потоки, учебные заведения. Но мы стараемся на всех уровнях объяснить: реставрация — это особая отрасль с собственной спецификой работ. Реставратор может работать строителем, но строителя на реставратора надо учить, начиная с изменения его мышления.

 

Гирко: Я давно работаю в училище и помню, как в 80-е годы Москва присылала инструкции, обязывающие за три года обучить профессии маляра и за этот же срок подготовить реставратора декоративно-художественных покрасок. Но строитель и реставратор — профессии разные, требующие различных обучающих систем.

На сегодняшний день срок обучения в лицее составляет от 2 до 4 лет в зависимости от возраста и базового образования учащихся. Весь процесс подготовки состоит из трех уровней, каждый из которых предусматривает получение определенной квалификации. Так, ребята, пришедшие в лицей после 9-го класса, первые два года овладевают профильной строительной профессией (маляр, штукатур, столяр 2-го квалификационного разряда). Учащиеся, проявившие творческие способности и убедившиеся в своем призвании быть реставратором, продолжают обучение, овладевая на этом этапе профессией «реставратор-строительный». Четвертый год — специализация и углубленное изучение искусства реставрации.

 

— Сколько молодых специалистов выпускает ежегодно лицей?

Гирко: По программам переподготовки за год лицей обучает от 70 до 100 человек. Что касается учащихся, то, набрав группу в 180 человек, выпускаем примерно 150. Отсев происходит не только по причине профнепригодности, а, к сожалению, из-за материальных проблем. К нам поступают дети не из самых обеспеченных семей и, получив за два года строительную специальность, они уходят работать, не закончив лицей.

 

— Что можно сказать о техническом оснащении лицея?

Гирко: Техническая база полностью укомплектована. По каждому учебному направлению есть мастерские, оборудование, инструмент. Правда, оборудование допотопное, закупленное в 1987 году. Вы сами понимаете, что за это время техническое оснащение на предприятиях здорово изменилось. Однако на модернизацию и даже покупку современных дорогостоящих материалов у лицея средств нет. Но я считаю, что мы, в первую очередь, должны научить ребят работать руками, технологически отработать процессы, изложить их грамотное пооперационное выполнение, и не так важно, что при этом используется самая дешевая краска. Мы предлагаем фирмам: пожалуйста, обеспечьте нас материалами, и мы подготовим ребят, умеющих с ними работать. К счастью, мастера профессионального обучения в лицее достаточно квалифицированы. Но по-прежнему фирмы хотят бесплатно получить человека, умеющего делать все.

 

— Имеют ли учащиеся лицея возможность прохождения производственной практики?

Гирко: В последнее время с практикой проблем нет. В этом году даже пришлось менять на ходу учебный процесс, так как ребят целыми группами забирали на объекты. Фирмы были заинтересованы в рабочих, и наши учащиеся шли нарасхват, ну и оплата труда была великолепная.

Прежде кадры для реставрационно-строительного комплекса набирались из российской глубинки — процентов на 80% это был иногородний контингент. Сейчас все учащиеся лицея — петербуржцы. Естественно, у них повышенные требования к условиям прохождения практики: к организации производства, технике безопасности. Изменилось и отношение фирм к практикантам: их уже не используют в качестве подсобных рабочих, а видят в ребятах молодых специалистов и дают возможность применить на практике знания, полученные в лицее.

 

— Олег Алексеевич, вас, как практика и руководителя Союза реставраторов, устраивает уровень подготовки молодых специалистов, окончивших лицей?

Бритов: Завершение обучения в лицее — это только первый этап освоения нелегкой профессии реставратора. На этом этапе, в основном, оказываются востребованными все ученики лицея. Ведь 150 человек на 300 компаний при существующем объеме работ в городе — это капля в море. Практика показывает, что предприятия охотно берут на работу ребят, получивших профессиональную подготовку в лицее. Однако потом начинается процесс адаптации вчерашнего ученика к практической работе на реставрационном предприятии. Уже в первый месяц становится ясно, что из себя представляет молодой специалист, каково его отношение к профессии и насколько он подходит именно этой компании. Ну и конечно, огромное значение имеет желание самого новичка совершенствовать навыки, полученные в лицее и повышать свой профессиональный уровень. В итоге, хорошими специалистами становятся далеко не все вышедшие из стен лицея выпускники, хотя следует признать, что интерес к профессии реставратора с каждым годом растет. По сравнению с 90-ми годами, когда объем финансирования реставрационных работ составлял 20-30 миллионов в год, сегодня на проведение реставрационных работ выделяется практически в 10 раз больше — порядка 300 млн. Соответственно выросла потребность в специалистах, увеличилась зарплата, поднялась престижность профессии. Почувствовался и приток новых кадров. Но на все надо время. В любой стране мира сохранение культурного наследия является политикой государственной. Государство просто обязано субсидировать обучение специалистов, тем более что хорошим реставратором не становятся за один год. Реставратор — это даже не профессия, это призвание.

 

Гирко: Заинтересованность государства в этом вопросе, безусловно, нужна, но она совершенно отсутствует. Приведу лишь один пример. Государственным стандартом профессионального обучения для подготовки реставраторов определена группа численностью в 30 человек. Профессию реставратора вновь смешивают с профессией строителя. А это разные вещи. Любое художественное учебное заведение имеет группу из 10, максимум 15 учеников. Работая с огромной группой, невозможно вести индивидуальную подготовку. А реставраторы — специалисты штучные. Поэтому я совершенно согласна с Олегом Алексеевичем: если 20-25% выпускников станут настоящими реставраторами — это успех. Значит, нам удалось вырастить не просто специалиста, а неравнодушного мастера, готового ответственно и с любовью восстанавливать памятники Петербурга.

 

 

Редакция благодарит участников разговора за объективное освещение проблемы.

 

№ 72 октябрь 2003

1 2

Хостинг от uCoz